Муниципальное образование
"Козульский район"

Всемирный День защиты прав потребителей

Всемирный День защиты прав потребителей.

Каждый год 15 марта во всем мире празднуют Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций. В России праздник отмечается с 1992 года. Тогда приняли закон “О защите прав потребителей”, который регулирует права и обязанности продавца и покупателя и сегодня. Смысл праздника в том, чтобы обратить внимание людей на их права.

По сложившейся традиции Международная организация потребителей (CI) объявила, что девизом Всемирного дня прав потребителей в 2023 году является «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции» («World Consumer Rights Day To Empower Consumers Through Clean Energy Transitions»).

Действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям:
– энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды, холодильники, энергоэффективность строений);
– энергетически чистый транспорт;
– чистое электроснабжение.

Ключевые характеристики чистой энергии – это устойчивость за счет быстрого увеличения масштабов внедрения возобновляемых источников энергии, а также значительного расширения использования возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности и электрификация конечных потребителей с использованием возобновляемых источников.

Потребители как участники рынка могут внести свой вклад в переход к чистой энергии.
Если потребители по всему миру начнут вносить изменения в свою жизнь: выбирать более чистые способы передвижения, приготовления еды, отопления, охлаждения и энергоснабжения своих домов, то это приведет к значительным сдвигам на пути предотвращения климатического кризиса.

Защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Проблема пластикового загрязнения – глобальная проблема человечества, которая существенно влияет на окружающую среду и имеет значительные негативные последствия для почвы, океанов, водоемов, для живых существ, растений и для человека. Важно помнить, что формирование отходов в большей степени зависит от потребностей и приобретений людей. Следовательно, количество мусора и его «полезность» для окружающей среды зависит от приобретений каждого человека, от каждого потребителя.

Положениями Преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.

Осознанность действий должна найти свое отражение в поступках человека. Потребителю важно приобретать товар, услуги не только планируя свой бюджет, но и оценивая целесообразность, необходимость и последующие последствия потребления конкретной вещи, результата услуг, в том числе, оценивая безопасность пользования.

Может ли каждый из нас повлиять на разрешение экологической проблемы планетарного масштаба? Конечно, важно помнить о рациональном подходе к приобретению товаров /услуг.

«Рациональный потребитель» - человек, заботящийся о своем здоровье, об экологической безопасности товаров (услуг), о благополучии человечества в целом.
В чем заключается рациональное потребление?
1. Покупки необходимо планировать, приобретая необходимые вещи. Лучше качество, а не количество.
2. При выборе конкретного товара до совершения покупки ознакомиться с информацией об изготовителе, реализуемой им продукции. Ознакомившись с данной информацией, потребитель может оградить себя от гринвошинга (Greenwashing (гринвошинг, зелёный камуфляж) — зелёное отмывание брендов, продуктов, сервисов — это любые уловки, которые приводят к тому, что у потребителя складывается ложное представление об экологичности продукта (бренда и т.д.)).
3. Выбирая конкретный товар /услугу знакомиться с информацией о безопасности товаров/ услуг, а также сведениям о порядке утилизации.
4. При покупке бытовой техники или любого товара, предполагающего длительную эксплуатацию (мебель, бытовая техника и т.п.), делать выбор в пользу товаров, на которые установлены более длительные гарантийные сроки, сроки службы.
5. Ремонтировать и восстанавливать вещи, а не покупать новые.
6. В случае приобретения товара для однократного использования, возможно ознакомиться с предложениями об аренде/ прокате необходимой вещи.

От нас зависит в кратчайший срок переход на экологически чистые товары, иначе мы будем окружены загрязнением и токсинами, вызванными производством, использованием и утилизацией не экологичных предметов.

Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
Заданная тема согласуется с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020г. № 1523-р, которой предусмотрены мероприятия по переходу на более экологичные виды топлива и по повышению энергоэффективности жилья. Кроме того, естественным преимуществом России являются огромные природные возможности, которые нужно использовать для наращивания производства именно экологически чистой продукции.

В этот день, движение потребителей объединяется, чтобы привлечь внимание к насущной проблеме, с которой сталкиваются потребители во всем мире.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie