Приложение к распоряжению администрации района от 13.03.2024 № 61-р |
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики осуществления муниципального земельного контроля на территории Козульского района Красноярского края за 2023 год
1. Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля за 2023 год подготовлен в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", п. 21 гл. 3 решения Козульского районного Совета депутатов от 17.02.2023 №27-198Р «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле».
2. Анализ практики осуществления муниципального земельного контроля подготовлен с целью обеспечения доступности сведений об указанной практике, устранения условий, способствующих совершению правонарушения, а также оказание воздействия на участников земельных отношений в целях недопущения совершения правонарушений, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных действий.
3. Муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования Козульский район осуществляется администрацией Козульского района, непосредственно специалистом 1 категории по муниципальному имуществу отдела по имуществу и земельным отношениям администрации Козульского района.
4. Муниципальный земельный контроль проводится в соответствии с:
Земельным кодексом Российской Федерации;
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
Постановление Правительства РФ от 31.01.2024 N 98 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336";
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 №141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Уставом Козульского района Красноярского края;
Решением Козульского районного Совета депутатов от 17.06.2022 №20-138Р «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле»;
Решением Козульского районного Совета депутатов от 17.02.2023 №27-198Р «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле»;
Постановлением администрации Козульского района от 01.12.2022 №550 «Об утверждении программы (плана) «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования Козульский район на 2023 год».
В связи с вступлением в силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» предусмотрен запрет на проведение до конца 2023 года плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
5. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
6. Объектом муниципального контроля являются:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц
на объектах земельных отношений (земли, земельные участки; части земельных участков), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) результаты деятельности контролируемых лиц на объектах земельных отношений (земли, земельные участки; части земельных участков), в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
в) объекты земельных отношений (земли, земельные участки; части земельных участков), которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.
7. Орган муниципального земельного контроля осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением:
а) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
б) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
в) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного срока;
г) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
д) обязательных требований, связанных с сохранностью плодородного слоя земли
е) обязательных требований, связанных с проведением рекультивации земельных участков
ж) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, в пределах их компетенции.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются администрацией района в отношении всех категорий земель, не зависимо от форм собственности.
8. В целях осуществления муниципального земельного контроля в 2022 году, согласно пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», специалистом 1 категории по муниципальному имуществу отдела по имуществу и земельным отношениям администрации Козульского района, проведено 61 контрольно-надзорное мероприятие:
а) контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (выездные обследования): 43 земельных участка сельскохозяйственного назначения физических лиц, осмотренная площадь 16298863 кв.м. (1629,89га);
б) выдано 26 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований земельного законодательства на площади 11371164 кв.м. (1137,122 га);
в) проведены 18 мероприятий по наблюдению за соблюдением требований земельного законодательства на площади 7183109 кв.м. (718,31 га), по всем контрольно-надзорным мероприятиям составлены акты осмотров (обследований);
г) проведены профилактические мероприятия, направленные на недопущение правонарушений в сфере муниципального земельного контроля:
- на сайте администрации Козульского района (https://kozulskij-r04.gosweb.gosuslugi.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/zemelnye-otnosheniya/munitsipalnyy-zemelnyy-kontrol/ ) размещена информация: об основных полномочиях в сфере муниципального земельного контроля; о мерах ответственности за нарушения земельного законодательства; об обязательных требованиях в сфере муниципального земельного контроля.
- осуществлялось информирование о необходимости соблюдения требований земельного законодательства, об основных нарушениях, изменениях требований законодательства посредством размещения рекомендаций по соблюдению земельного законодательства.
- проведено 56 консультирований, из них 15 в рамках приема граждан.
Выявлены факты размещения несанкционированных отходов лесопиления (ветки, сучки, верхушки стволов деревьев), древесины, строительных и бытовых отходов. Направлено письмо региональному оператору ООО «ЭкоТранспорт» по ликвидации выявленных несанкционированных отходов.
9. Основными видами нарушений земельного законодательства, выявленные специалистом 1 категории по муниципальному имуществу при осуществлении муниципального земельного контроля в 2023 году, являются:
а) неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения - является нарушением статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации "Содержание охраны земель", которая обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков проводить мероприятия по:
- воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
- защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
За невыполнение мероприятий по охране земель от зарастания сорными, древесно-кустарниковыми растениями предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ в виде штрафа от 20 тыс. рублей для граждан до 700 тыс. рублей для юридических лиц, а при установлении факта неиспользования земельного участка более трех лет подряд, в соответствии с частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ, штраф рассчитывается уже от кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме административной ответственности в виде штрафа за неиспользование земельного участка или использование с нарушениями законодательства РФ предусмотрено повышение налоговой ставки с 0,3 % до 1,5% (часть 1 статьи 394 Налогового кодекса), а также принудительное изъятие земельного участка у его собственника (статья 6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), досрочное расторжение договора аренды.
б) самовольное занятие земельного участка – это незаконное завладение территорией чужого земельного участка или его части без согласия правообладателя. Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа.
Согласно ст. 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ за данное нарушение предусмотрено административное наказание:
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Примечания:
1) За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2) В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
10. В целях недопущения таких нарушений, во избежание наложения штрафных санкций и иной предусмотренной законом ответственности – отдел по имуществу и земельным отношениям администрации Козульского района Красноярского края настоятельно рекомендует землепользователям (аренда, безвозмездное пользование), землевладельцам земельных участков, расположенных на территории Козульского района осуществлять пользование принадлежащим им земельными участками в соответствии с действующим законодательством, в том числе использовать земельные участки строго в пределах их границ, использовать по целевому назначению, не наносить вред окружающей среде, земельному участку.
В случае возникновения ситуаций, требующих дополнительного разъяснения относительно соблюдения требований земельного законодательства, получить квалифицированную помощь по существу возможно посредством личного обращения к специалистам отдела по имуществу и земельным отношениям администрации Козульского района, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля по адресу: п.Козулька, ул. Советская, 59, кабинет №2-08 (понедельник, пятница с 8-00 до 12-00, вторник, среда, четверг с 13-00 до 17-00, обед с 12-00 до 13-00), телефон 8(39154)4-15-08.
Для того чтобы проследить в порядке самоконтроля, не допущены ли землепользователями самовольное занятие земель, достаточно соотнести границы земельного участка с фактически оформленными границами. Информация об оформленных границах земельных участков можно узнать на публичной кадастровой карте в сети «Интернет».
Исполнитель: специалист 1 категории по муниципальному имуществу
О. А. Гафарова, тел. 8(39154)4-15-08