Она считалась лучшей лётчицей в полку «ночных ведьм». Среди многочисленных наград имеет полководческий орден Александра Невского.
Серафима Тарасовна Амосова (20 августа 1914 г. - 17 декабря 1992 г.) - лётчица, участница ВОВ, заместитель командира 46-го Таманского гвардейского ночного легкобомбардировочного полка по лётной части, гвардии майор.
Семья Амосовых приехала на станцию Чернореченская из Белоруссии вовремя Столыпинской реформы.
Родилась Сима в необычных условиях - в лесу (сибирской тайге), у ручья, где мама ее обмыла, завернула в фартук, обсушила на солнышке и принесла домой вместе с собранными ягодами малины.
Она окончила летную школу «Осоавиахима» - Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Начав управлять самолетом, она окончательно убедилась, что небо – ее призвание. На отлично сдав экзамены, Серафима Амосова получила квалификацию пилота и была направлена на Гражданский воздушный флот, где водила самолеты на магистрали Москва – Иркутск. Она летала над Сибирью, любуясь с высоты природой родного края.
В первые дни Великой Отечественной войны Серафима Амосова была уже командиром звена учебной эскадрильи летчиков-инструкторов, готовящих юношей-призывников для авиашкол. Она стала настойчиво добиваться отправления ее на фронт. И вот пришла долгожданная телеграмма: направить Амосову в распоряжение майора Расковой.
К этому времени Сима была уже опытным летчиком, летавшим на многих типах самолетов. Она с радостью приняла предложение М. М. Расковой быть заместителем командира эскадрильи в полку пикирующих бомбардировщиков.
Но вскоре ее вызывают к командиру части, и Раскова сообщает ей, что командование считает нужным послать ее в женский полк ночных бомбардировщиков. Сима огорчилась от такой перспективы - пересесть с грозной боевой машины на тихоходный У-2. Ну а если так надо? Если здесь она будет более полезна Родине? К тому же этот полк, скорее всего, отправится на фронт.
С первых дней пребывания в полку Серафима Амосова проявила себя и как умелый командир-организатор. Спокойно, без суеты распоряжалась она вылетами самолетов на задание и на перебазировку. Всем своим обликом: твердой походкой, ровным голосом, спокойным взглядом - она являла образец бесстрашия и уверенности. «Выдержка, - говорила она, - в нашем деле - первое условие выхода из опасного положения».
После того, как на Кубани наш полк стал гвардейским, Серафиму Амосову назначили заместителем командира по летной части. Она, как и прежде, летала на боевые задания, кроме того, еще дежурила на старте, руководила полетами, тренировала и вводила новичков в строй, переучивала штурманов на летчиц.
За войну гвардии майор Серафима Тарасовна Амосова совершила 555 боевых вылетов в Донбассе, на Северном Кавказе, Кубани, в Крыму, Белоруссии, Польше, Германии. Помимо боевой работы, она выполнила более 500 специальных заданий командования армии и фронта, а также подыскала и опробовала более 300 посадочных площадок для перебазирования. Поиск таких «аэродромов подскока» был связан с большим риском. Ей приходилось садиться на незнакомые, возможно, заминированные площадки.
За мужество и отвагу она была награждена пятью орденами и многими медалями, в том числе полководческим орденом Александра Невского.
#Козулька #КозульскийРайон #АдминистрацияКозульскогоРайона #ГлаваКозульскогоРайона #КультураКозульки #ВекКозульскому #МарафонСлужение #СлужениеЛюдям