
Не забывать о своих интересах. Стоит подумать о тех вещах, которые вы сможете сделать, если не будете перекладывать на себя чужие заботы.
Избегать оправданий. Лучше быть простым и лаконичным. Если вдаваться в подробности, есть риск запутаться или уличить себя в неискренности.
Задуматься и подготовиться к отказу заранее. Можно заранее подготовить цепочку вопросов, которая поможет найти вескую причину для отказа.
Ограничить свой лексикон одним словом «нет». Забыть о «может быть», «возможно» и даже «неа».
Предложить альтернативу. Например, коллеге, который просит помочь с оформлением презентации в нерабочее время, можно сказать так: «Извини, Иван, у меня есть планы на вечер. Хочешь, дам контакт классного дизайнера? Он тебя проконсультирует».
Остерегаться извинений. Сказать что-то наподобие «мне жаль» всё же стоит, но излишние извинения могут принять за слабость.
Умение говорить «нет» — важный навык для самосохранения, расстановки приоритетов и дальнейшего развития по собственной, а не чужой траектории.