Сибирский Московский тракт - самый большой по протяженности сухопутный маршрут, протянувшийся с европейской территории России к границам Китая, через Сибирь.
Его длина - 11 тыс км (четверть окружности Земли по её экватору!). Старый Сибирский тракт относят к памятникам мирового значения. Сейчас трудно представить, что когда-то в местности, где мы живём, не было ни Сибирского тракта, ни железной дороги, ни современной автомагистрали «Байкал», ни аэропорта, никаких средств связи: ни почтовой, ни электросвязи! Был человек, лошадь, домашние животные, дикая тайга, с отвоеванными у нее небольшими земельными участками под пашню, огород, сенокос и Вера в Бога, себя, природу, царя и Отечество!
В 16 в Сибирь присоединяется к Московскому государству. Собираемую дань - золото, пушнину, кожу, воск, мед, редкую рыбу, кедровые орехи, соль доставляли в столицу. Дороги были то по рекам, то по волокам, занимали целый год в пути. От Иркутска было направление через Енисейск, на Тюмень, Екатеринбург, Казань, Москву.
В 1628 г. основан Красноярский острог, шло отвоевывание земель у местных кыргызов. С 1683 по 1689 гг. при освоении Дальнего Востока Россия воевала с Китаем. В 1689 г. заключён Керченский мирный договор с определением границ. Один из пунктов договора - налаживание торговых отношений между Россией и Китаем. Это потребовало строительства тракта. После откочевки енисейских кыргызов на юг, частичного заселения мест русскими крестьянами, появились более безопасные условия для строительства тракта на Красноярско-Иркутском участке.
В середине 18 в, с уменьшением значения Тобольска, главным городом становится Омск. Тракт строится южнее: Омск, Томск, Ачинск, Красноярск, Иркутск, без северной петли на Енисейск. С того времени Сибирский тракт прошел через территорию, отнесенную в 20 в к Козульскому району, от старопоселенческой деревни Ст. Черная, Грязнушка, Шушково, Ст. Козулька, Б. Кемчуг.
Помимо налаживания связей с Китаем, сибирский тракт был необходим для организации государственной почтовой службы. На ее развитие на Руси отчасти имело влияние многолетнее господство татар. Слова «ям» и «ямщик» - татарские, первое - от «дзям» - дорога, второе от «чи» - проводник. На всем протяжении тракта, через 25-30 верст, были возведены «ямы» - почтовые станции с домами для отдыха проезжающих, с амбарами, сеновалами, конюшнями и помещениями для ямщиков.
Сибирь - место ссылки и каторжных работ. Тракт - это и канальный путь. Через 25-40 верст строились этапы. Через наши земли этап проходил д. Чернореченскую - по средам, сопровождала Ачинская конвойная команда № 8, Козульскую - в 22 верстах по четвергам, здесь были сутки отдыха, пятница - с каторжан снимали кандалы, ночевали в пересыльной тюрьме, окрашенной в ядовито жёлтый цвет.
Кандальную гору многие помнят в Ст. Козульке и сейчас. Дальше шел путь через Ибрюльскую, в 31 версте в субботу, затем через М. Кемчугскую в 20 верстах, в воскресенье менялась этапная команда на седьмую, понедельник «отдых», далее через Зеледееву, в 32 верстах во вторник, здесь их принимали войска Красноярска и г. Красноярск - в 24 верстах в среду. С 1783 по 1883 гг. по тракту прошло 1,5 млн арестантов!
В течение всего года непрерывной цепью тянулись гужевые обозы, до 100 тыс в год. Из Китая везли чай, шелковые и атласные ткани. Торговым путем пользовались Голландия, Англия, Франция, за границу шла пушнина, кожа, орехи, рыба, гусиное мясо и многое другое.
Продолжение читайте в следующую среду 22 ноября...
#ВекКозульскому #Козулька #КозульскийРайон #АдминистрацияКозульскогоРайона #ГлаваКозульскогоРайона #КультураКозульки