Сибирский тракт требовал определенного обустройства - вдоль него строили населенные пункты, саму дорогу выделяли на местности верстовыми столбами. Позже Екатерина II распорядилась посадить вдоль тракта березы - через 4 аршина (2,84 м) как защиту от снежных заносов и указание пути в непогоду.
Царское правительство возводило дорогу способом принудительной колонизации. Сибирский тракт - это местность, куда из европейских регионов России переселяли ямщиков, сгоняли ссыльных крестьян, которых помещики сдавали в зачёт рекрутов, куда переезжали вольные переселенцы, на два года освобождавшиеся от всех повинностей, кроме подушной.
Когда тракт был построен, на крестьян из притрактовых деревень и сел правительством были возложены дополнительные обязанности по содержанию переправ и мостов, перевозке военных и т. д. Повинности в 40 раз превышали расходы тех же крестьян, проживающих в Российских губерниях!
Устройство тракта соответствовало уровню развития науки и техники, финансовым и ресурсным возможностям того времени и общества. В его создании участвовало несколько поколений сибиряков, которым наряду с освоением сибирских земель, устройством среды обитания, приходилось ежегодно выделять от пятой до четвертой части работоспособного населения на один, полтора месяца для поддержания дороги. Но этот труд обеспечивал трактовым и притрактовым крестьянам участие в ямской гоньбе и гужевом извозе. С ростом объема перевозок, усиливались связи с европейской Россией и Китаем, расширялось коммуникативное пространство всей Сибири.
Способы содержания тракта и его ответвлений базировалось на принуждении. Главным из них была натуральная дорожная повинность, перешедшая позже в денежную. Введение денежного дорожного сбора с возов в 80-х гг 19 в между Томском и Иркутском позволило улучшить технический контроль за содержанием тракта, что отвечало минимальным требованиям того времени.
С ростом населения и улучшением содержания тракта, на нем возрастало количество транспортных услуг. Извозный промысел обеспечивал основные заработки от товарного извоза, почтовой гоньбы, вольного пассажирского извоза и дворничества. Дополнительный доход - от заготовки фуража, сена, овса, реализация товарного хлеба, развитие коневодства, промыслов тележного, колёсного, рогожного, шитье одежды, производство продуктов питания и т.п.
Спецификой тракта было и то, что он являлся транспортной артерией для местного населения и транзитным путем для товаров в русско-китайской и внутрироссийской торговли.
Менялся менталитет трактовых сибиряков, расширялся их кругозор, укреплялась связь с городами. Московский Сибирский тракт связывал весь комплекс отношений, формировавшихся по мере его становления и развития в уникальное системное явление в истории России.
Предположительно, именно на Московском Сибирском тракте для обеспечения более быстрой доставки почтовых отправлений появилась Русская тройка! Это исключительно русский вид упряжи лошадей, не имеющий аналогов в мире. Это упряжка из трёх лошадей, которые идут разным аллюром. Центровая лошадь - «коренник» должна быть самой сильной и крупной. Роль пристяжных в тройках – «уностная», они поддерживают коренника, задают темп, пристёгнуты на ремнях и пристругах.
На коренника обязательно надевали дуговую упряжь, украшенную позолотой, декоративным орнаментом или искусной резьбой, разноцветными лентами, колокольчиками, которые подбирались по тону, и получалось, что у каждой тройки, во время поездки было свое музыкальное сопровождение!
Тройка - это символ России, наряду с матрёшками, балалайками и морозами!
Извозчики верили, что эти украшения служат не только эстетическим целям, но и будут оберегом от разбойников, злого глаза, волков. Самыми надёжными и выносливыми считались вятские лошади, а самыми статными - упряжки из крупных орловских рысаков!
Кроме почты, на тройках стали перевозить курьеров, пассажиров и просто использовать, как дорогостоящее развлечение в деревнях и городах, особенно на свадьбах и праздниках! Тройке посвящено много картин, стихов, песен! Самым известным считается отрывок из произведения Николая Гоголя: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади».
#Козулька #КозульскийРайон #АдминистрацияКозульскогоРайона #ГлаваКозульскогоРайона #КультураКозульки