Ежегодно компания выделяет на эти цели значительные средства. Строятся новые платформы для пассажиров, безопасные переходы через железнодорожные пути, путепроводы, устанавливаются знаки безопасности.
Дети и подростки, которые устраивают игры на железной дороге, подвергают опасности свою жизнь и здоровье. Их беспечность угрожает безопасности движения поездов, жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, наносит дороге немалый материальный ущерб. Такие забавы зачастую заканчиваются трагически.
Железная дорога для всех, а для детей особенно – зона повышенной опасности. Но, как, ни странно, именно она привлекает подростков для игр, прогулок и забав. Однако печальная статистика должна насторожить как несовершеннолетних, так и взрослых, напомнить им, что только от внимательности и соблюдения, строгих правил поведения зависит здоровье, а порой и жизнь. Под колесами железнодорожного транспорта ежегодно получают тяжелые травмы десятки детей и подростков. Немало случаев травматизма со смертельным исходом. Несчастные случаи на железных дорогах наносят обществу огромный ущерб, в первую очередь - это невосполнимость человеческих потерь.
Но надо заметить не только под колесами подвижного состава гибнут люди, очень часто дети, подростки и как ни странно взрослые получают электротравмы.
Если электрическая проводка в доме имеет напряжение 220 Вольт, при неисправности, которой, можно получить сильнейший ожог в случае прикосновения, то учитывая огромное напряжение в контактной сети, чтобы получить смертельный ожог, достаточно приблизится к контактному проводу на расстоянии менее 2 метров. Разность потенциалов между человеком и проводом настолько велика, что двухметровый слой воздуха легко пробивается электрическим разрядом. Поэтому все вагоны, стоящие на путях под контактным проводом, уже являются зоной повышенной опасности и подниматься на крышу вагонов – заранее обрекать себя на мучительную гибель. Главная опасность электрического тока заключается в отсутствии внешних признаков грозящей опасности, которые человек обычно может заблаговременно обнаружить: увидеть, услышать, почувствовать запах и т.п. В большинстве случаев человек включается в электрическую сеть из-за случайного прикосновения к элементам электрической цепи либо руками, либо рукой и ногами. При протекании тока по пути «нога-нога» через сердце проходит 0,4% общего тока, а по пути «рука-рука» - 3,3%. Ток, протекающий через человека, действует не только в местах контактов и на пути протекания, но и рефлекторно – на деятельность других органов.
Хотелось бы довести некоторые случаи травмирования электрическим током подростков в границах Красноярской железной дороги:
16 мая 2025 г. на ст. Канск двое подростков 16-ти лет гуляя вдоль железнодорожного полотна поднялись на железнодорожный состав, состоящий из вагонов-контейнеров и были травмированы током рабочего напряжения 27 000 В, оба подростка погибли на месте.
27 мая 2022 г. станция Тяжин смертельно травмирован мужчина (возраст 19 лет). Пострадавший при попытке перелезть через вагон-цистерну состава, который находился на третьем приёмоотправочном пути ст. Тяжин. Поднялся по лестнице на вагон-цистерну и приблизился на недопустимое расстояние к контактному проводу, получил удар электрическим током и упал на землю. Прибывшая на место бригада скорой медицинской помощи констатировала смерть пострадавшего.
12 августа 2022 г. станция Иланка травмирован несовершеннолетний подросток (возраст 14 лет). Пострадавший по лестнице хоппер-дозаторного вагона поднялся на вагон, приблизился на недопустимое расстояние к проводам контактной сети и был поражён током рабочего напряжения 27000 В. Прибывшая на место бригада скорой медицинской транспортировала пострадавшего в больницу г. Канска.
29 августа 2021 г. остановочный пункт Усть-Есть КТП-1 травмирован несовершеннолетний подросток (возраст 10 лет). Проникла за сетчатое ограждение КТП и поднялась на бетонные блоки, на которых установлен трансформатор, приблизилась на недопустимое расстояние к токоведущим частям, получила термические ожоги правой руки. Живая, на скорой помощи доставлена в больницу.
09 сентября 2020 г. на станции Дивногорск произошел несчастный случай не связанный с производством. Пострадавший подросток 2005 года рождения, на тот момент ему было 15 лет, поднялся на цистерну и был травмирован током рабочего напряжения 27500 В, от удара электротоком загорелась одежда, при попытке подняться на площадке цистерны его повторно ударило электротоком и отбросило вниз на землю. Когда стали устанавливать причину данного происшествия выяснилось, что направляясь со своим другом, вдоль железнодорожного пути пострадавший решил сделать фотографию с крыши вагона. В результате пострадавший получил 30% ожога тела, ожоговый шок, многочисленные ушибы.
25 июля 2019 г. на перегоне Красноярск - Бугач пострадавший 2007 года 11 лет залез на ферму моста, приблизился на недопустимое расстояние к контактному проводу. В результате поражен электрическим током рабочего напряжения 27500 В, от удара электрическим током он упал в колею первого пути. Прибывшая скорая помощь констатировала смерть.
23 марта 2019 г. на станции Дивногорск так же при поднятии на вагон, травмирована током рабочего напряжения несовершеннолетняя девушка, 13 лет в результате 80% ожога тела доставлена в больницу.
Во избежание поражения электрическим током категорически запрещается:
- приближаться к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;
- подниматься на крыши вагонов, локомотивов; подниматься на опоры контактной сети и воздушных линий электропередачи;
- прикасаться к электрооборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;
- подниматься на крыши зданий и сооружений, расположенных под проводами, на металлические конструкции железнодорожных мостов; приближаться к провисшим и оборванным проводам, независимо от того касаются они земли или нет, на расстояние менее 8 метров; набрасывать на провода посторонние предметы.
Основная причина травмирования – личная неосторожность и невнимательность граждан при переходе через железнодорожные пути и самовольное приближение к токоведущим частям электрооборудования.
Каждый гражданин должен помнить, что железнодорожный транспорт – зона повышенной опасности и, пользуясь его услугами, гражданин обязан выполнять общепринятые правила личной безопасности.
Так же следует помнить, что нанесение рисунков в стиле «граффити» - это порча имущества общественного транспорта и попадает под статью 214 УК РФ «Вандализм», по которой уголовная ответственность наступает с 14 лет и предусматривает максимальное наказание в виде ограничения или лишения свободы сроком до трех лет. И родители граффитистов должны знать, что яркими картинками на вагонах электропоездов и других объектах магистрали их дети могут испортить себе будущее.
Инструкция о правилах безопасного поведения детей на объектах железнодорожного транспорта
- Общие требования безопасности:
Железная дорога является зоной повышенной опасности. Бесцельное пребывание детей на ней и несоблюдение правил безопасного поведения нередко заканчивается трагически;
- движение по железнодорожным путям запрещено, даже при отсутствии на них подвижных составов;
- при движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 метров к крайнему рельсу;
- на электрифицированных участках железной дороги не поднимайтесь на электрические опоры, не прикасайтесь к лежащим на земле электропроводам, не влезайте на вагоны, цистерны и другие железнодорожные объекты в целях предотвращения контакта с проводами высокого напряжения;
- не цепляйтесь за движущийся железнодорожный состав, маневренные тепловозы и другие подвижные составы.
2. Требования безопасности при переходе железнодорожных путей:
- переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуйтесь при этом пешеходными мостками, тоннелями, переходами, а там где их нет;
- по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути»;
- перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава. При приближении поезда, локомотива или вагонов остановитесь, пропустите их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжайте переход;
- при переходе через железнодорожные пути не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки;
- подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также за положением шлагбаума. Переходите через пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, когда нет близко идущего подвижного состава.
3. Требования безопасности при ожидании поезда:
- при ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры;
- не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда;
- не стойте ближе 2-х метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.
4. Требования безопасности при посадке в вагон и выходе из него:
- подходите непосредственно к вагону только после полной остановки поезда;
- посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы;
- будьте внимательны - не оступитесь и не попадите в промежуток между посадочной площадкой вагона и платформой.
5. Требования безопасности при движении поезда:
- не открывайте на ходу поезда наружные двери тамбуров;
- не стойте на подножках в переходных площадках вагонов;
- не высовывайтесь на ходу из окон вагонов;
- не выходите из вагона при остановке поезда на перегоне.
6. Требования безопасности при экстренной эвакуации из вагона:
- в случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранять спокойствие;
- берите с собой только самое необходимое;
- окажите помощь при эвакуации пассажирам с детьми, престарелым и инвалидам;
- при выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд.